Компании Colgate принадлежат сразу несколько первенств среди разработок, в частности, создание первого пастообразующего порошка и удобных оловянных тюбиков.
В рекламной компании владельцы торговой марки Levi’s делали акцент, прежде всего, на удобство, прочность и надежность.
Швейцарского предпринимателя Юлиуса Маги называют «отцом растворимой пищи». Именно этот человек придумал раздавать прохожим экземпляры своей продукции - бульонные кубики.
Продукция торговой марки Wrigley Doublemint изначально выходила на рынок с рекламным слоганом «Наслаждайся этим восхитительным удовольствием ежедневно».
Владельцы торговой марки SONY всегда позиционировали свою продукцию как товары будущего: «Держи будущее в своих руках с SONY».
Изначально товарный знак Marlboro позиционировался в качестве первых дамских сигарет. Однако широкое распространение торговая марка получила после полного переориентирования продукции на мужчин.
Особенного внимания в многочисленной рекламе торговой марки Coca-Cola заслуживает история успешного создания рекламного рождественского персонажа.
Реклама техники торговой марки Motorola развивалась вместе с продукцией. Представляя свою продукцию, компания всегда делала акцент на компактность продукта.
Особенностью рекламной кампании торговой марки NESCAFE является умение заполучить поддержку рекламы с помощью популярных телевизионных проектов.
Рекламная кампания владельца торговой марки BOURJOIS достаточно разнообразна. Bourjois всегда шел в ногу со временем, самые первые рекламные материалы стали появляться еще c 1927 года.
Каждый раз, скачивая музыку с бесплатного интернет-портала, публикуя, экранизируя или же любым другим способом используя в коммерческих целях произведение без согласия его творца, происходит нарушение авторских и (или) смежных прав. На сегодняшний день преступления в данной сфере совсем не единичны. Существуют множество пробелов в механизме защиты прав авторов. Основной проблемой остается получение авторского вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав. В данной статье изложены основные особенности понятия коллективного управления авторским правом и смежными правами (как одного из эффективных способов контроля над законностью использования произведения). Также в статье описаны наиболее известные из существующих в мире, а также в Украине, организаций коллективного управления правами; выделены преимущества обращения к подобным организациям.
Что такое авторские и смежные права и как они реализуются
Для начала рассмотрим, что обозначают понятия авторское право и смежные права.Авторским правом признается исключительное право создателя на его оригинальное произведение. Иными словами, такое лицо может контролировать «судьбу» своего произведения, в том числе использовать произведение самостоятельно,предоставлять кому-либо разрешение использоватьпроизведение; запрещать другим лицам использоватьэто произведение. Перечисленные права относятся к группе имущественных авторских прав. Личными неимущественными правамиявляются право требовать признания своего авторства; право требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, которые могут негативно повлиять на честь и репутацию автора. Данная группа включает в себя так называемые неотчуждаемые авторские права.
Смежные права относятся к другим категориям правообладателей. Смежными являются права, которые принадлежат исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания (посредникам при изготовлении, записи или распространении произведений), соответственно, в отношении их исполнений, фонограмм и теле- и радиопередач.
Имущественные права субъектов авторских и смежных прав очень важны, так как обеспечивают использование произведений в интересах их создателей, предоставляя последним возможность получить определенную выгоду в виде материального вознаграждения за плоды своего творчества (в то время как неимущественные права, условно говоря, «отвечают» за сохранение репутации автора, его признание в обществе и т.п.).
Такой авторский гонорар называют роялти. Действующий Налоговый кодекс Украины определяет роялти как платеж, полученный как вознаграждение за использование или предоставление права на пользование любым авторским и смежным правом на произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио- или телевизионного вещания, передачи (программы) организаций вещания.
Имущественные права могут быть реализованы вышеуказанными субъектами 3-мя способами, предусмотренными ст. 45 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее по тексту – Закон):
1 – правообладатель непосредственно управляет своими правами, т.е. следит за законностью использования его произведения другими лицами;
2 – правообладатель может наделить соответствующими полномочиями своего представителя, зачастую ими становятся патентные поверенные;
3– данные права правообладатель может передать в управление специально созданным организациям на основании заключенного договора.
Недостатки первых двух вариантов:
- правообладателю или же отдельно назначенному представителю достаточно сложно отслеживать все случаи использования произведений желающими лицами, а также вести переговоры о выплате вознаграждения за такое использование и в последующем собирать его. Особенно технически сложным для реализации представляется, например, вести переговоры со всеми радиостанциями или же телевизионными каналами относительно выдачи лицензий или размера вознаграждения за использование произведений, порядок работы и т.д.;
- с другой стороны, лицам, желающим получить права на использование произведения, неудобно (и даже нецелесообразно) вести переговоры отдельно с каждым автором или пусть даже с его представителем, заключать договора и т.д. Тем же примером может служить телевизионный канал, который будет просто не в состоянии запрашивать разрешение каждого автора (или его представителя) на использование того или иного произведения.
Данные примеры свидетельствуют о том, что индивидуальное управление правами является сложно осуществимым для обеих из сторон – правообладателя и пользователя. В связи с этим создаются организации коллективного управления имущественными правами, которые являются как бы соединяющим звеном между правообладателем и лицом, желающим использовать произведение.
Что такое коллективное управление авторским и смежными правами
Коллективное управление - это осуществление авторского права и смежных прав (исключительно имущественных) организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей. Такие организации могут быть как частными, так и государственными. Отметим, что в Европе организации коллективного управления зачастую являются негосударственными.
История развития коллективного управления авторским и смежными правами: с чего все начиналось
Отметим, что на сегодняшний день организации коллективного управления авторскими и смежными правами существуют в большинстве развитых странах мира. Когда же были организованы первые подобные объединения? Единого мнения относительно данного вопроса нет. В различных источниках встречаются как разные даты основания первых организаций коллективного управления, так и расходятся мнения относительно того, какое ж общество было создано первым. Беспрекословным является то, что толчком для создания таких организаций послужило значительное количество судебных разбирательств, в процессе которых авторы отстаивали права на получение заслуженного вознаграждения за использование своих творений. Приводим некоторые наиболее интересные на наш взгляд факты по истории:
В 1777 г. было создано Бюро по драматическому законодательству, осуществилось это по инициативе французского драматурга и публициста Пьер-Огюстена Карона де Бомарше. Основным направлением деятельности организации было ведение правовых споров с театрами, которые не признавали права авторов. Позже произошла реорганизация в Общество драматических авторов и композиторов – Society of Dramatic Authors and Composers (SACD). Сегодня объектами внимания SACD являются кино (короткие и художественные фильмы), телевидение (телевизионные фильмы и сериалы), анимационные фильмы, театр, опера, мюзикл, музыкальный театр, хореография, цирк, уличные искусства, пантомимы, кукольные искусства, световые и музыкальные шоу и др. Официальный сайт – www.sacd.fr.
Еще одна организация, ставшая новым этапом в развитии вопроса коллективного управления авторскими и смежными правами, была учреждена в 1838 г. Оноре де Бальзаком и Виктором Гюго. Называлась такая организация Общество французских литераторов, она осуществляла сбор авторских гонораров только за публикации в прессе.
- Во Франции к 1850 г. были заложены основы создания Центрального агентства по защите прав авторов и композиторов. В 1851 г. было преобразовано в Общество по коллективному управлению авторскими правами – SACEM (Société des Auteurs, Compositeurs et Editeurs de musique). Данная организация существует и сейчас, причем является одним из самых масштабных в мире обществ по коллективному управлению авторскими правами. Официальный сайт – www.sacem.fr.
Далее такие организации создавались во многих других странах мира. Этот процесс завершился в первые десятилетия XX века. Таким образом, получается, что организации коллективного управления авторскими и смежными правами прошли этап своего становления и развития примерно за 2 столетия. Столь короткий срок лишний раз подтверждает значимость организаций для общества.
Существующие на сегодняшний день мировые организации коллективного управления авторскими и смежными правами.
International Confederation of Societies of Authors and Composers (CISAC) – неправительственная некоммерческая организация, объединяющая организации по управлению авторскими правами. Основана представителями 18 авторских обществ в Париже в 1926 году. На сегодняшний день объединяет более 200 авторских обществ из различных мира, представляя интересы более чем 2,5 млн. авторов. Официальный сайт – www.cisac.org.
International Federation of the Phonographic Industry (IFPI) – международная федерация производителей фонограмм и видеограмм. Создана в 1933 году. IFPI представляет во всем мире звукозаписывающую индустрию, в которую входит около 1400 звукозаписывающих компаний в 6
6 странах и отраслевые ассоциации в 45 странах. Официальный сайт – www.ifpi.org.
Association of European Performers' Organisations (AEPO) была основана в Брюсселе 20 мая 1994 года, в ноябре 2004 года организация была объеденена с ARTIS и преобразовалось в АEPO-ARTIS. На сегодняшний день организация представляет 30 европейских обществ по коллективному управлению из 23 стран. Количество членов организации насчитывают между 400 000 и 500 000. Официальный сайт – www.aepo-artis.org.
International Federation of Actors (FIA) – международная неправительственная организация, созданная в 1952 году, деятельность которой направлена на защиту интересов актеров, танцоров, певцов, эстрадных и цирковых артистов и других, за исключением музыкантов и художников. Официальный сайт – www.fia-actors.com.
International Federation of Musicians (FIM) – Международная федерация музыкантов, основанная в 1948 году. Является международной организацией для музыкантов, союзов, гильдий и профессиональных ассоциаций, в настоящее время насчитывает около 65 членов в 57 странах по всему миру. Официальный сайт – www.fim-musicians.com.
International Federation of Reproduction Rights Organisations (IFRRO) – Международная федерация организаций управления правами на воспроизведение произведений. Основное направление деятельности - увеличение на международной основе правомерного использования текста и изображения, которые защищаются авторским правом, ликвидации нелегального копирования. Официальный сайт – www.ifrro.org.
Организации коллективного управления авторскими и смежными правами в Украине.
Украинская лига музыкальных прав – уполномоченная неприбыльная организация коллективного управления смежными правами, предметом деятельности которой является сбор и распределение вознаграждения за публичное исполнение фонограмм в публичных местах, таких как супермаркеты, рестораны, бары, кафе. Согласно информации, размещенной на официальном сайте организации, за время своего существования Лига заключила свыше 1 500 договоров с пользователями в различных сферах, в частности с:
Правообладателями Лиги являются крупнейшие звукозаписывающие компании Universal, EMI, «Лавина Мьюзик», Украинское Музыкальное Издательство, а также популярные украинские исполнители. Официальный сайт – www.musicliga.org.
Объединение предприятий «Украинский музыкальный альянс» («УМА») является негосударственным и неприбыльным объединением субъектов смежных прав, созданным в сентябре 2001 г. С 2003 г. осуществляет коллективное управление имущественными правами исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм), в частности, таких всемирно известных производителей музыкальной и видеопродукции, как Universal Music Group, EMI Music International. В процессе деятельности организации было заключено более 600 договоров с популярными украинскими исполнителями. В общем объектом управления ОП «УМА» является большинство зарубежного и отечественного репертуара, который транслируется в эфире радиостанций, телеканалов, используется в коммерческих целях. Официальный сайт – www.uma.in.ua.
Государственное предприятие «Украинское агентство авторских и смежных прав»(ГП УААСП) – самая мощная организация коллективного управления в сфере авторского права в Украине, которая осуществляет управление имущественными правами субъектов авторского права. Это единственная в Украине организация, имеющая международное признание. Агентство является членом Международной конфедерации авторских и композиторских обществ (CISAC). На сегодняшний день ГП УААСП представляет интересы более 6 тысяч украинских авторов, а также интересы более 2,5 миллионов иностранных авторов. ГП УААСП управляет крупнейшим каталогом музыкальных произведений в Украине, который охватывает около 95% музыкальных произведений мира. Официальный сайт – www.uacrr.kiev.ua
Украинская лига авторских и смежных прав созданная в 2011 году путем объединения таких организаций, как Украинская лига музыкальных прав, Украинский музыкальный альянс и других с целью существенного улучшения ситуации в области публичного использования авторских и смежных прав. Официальный сайт – www.ulasp.org
Статус и порядок осуществления деятельности организаций колективного управления в Украине.
В соответствии с законодательством Украины, организации коллективного управления имеют статус юридического лица. Согласно п. 3 ст. 47 Закона допускается создание:
Организации коллективного управления не имеют права:
Закон (а именно положения ст. 49) также возлагает на организации коллективного управления осуществление от имени субъектов авторского права и (или) смежных прав действий относительно:
Полномочия на коллективное управление имущественными правамипередаются организациям коллективного управления авторами и другими субъектами авторского права и (или) смежных прав на основе договоров, заключенных в письменной форме (в устной форме может заключаться лишь договор об использовании (опубликовании) произведения в периодических изданиях). На основе полученных полномочий организации коллективного управления предоставляют любым лицам путем заключения с ними договоровнеисключительные права на использование объектов авторского права и (или) смежных прав.
В сфере коллективного управления имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав различают следующие виды договоров:
Следует обратить внимание на основные положения, которые должны быть прописаны в договоре о передачи права на использование произведения:
Немного о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения
П. 2 ч. 2. ст. 33 Закона предусматривается определение в договоре авторского вознаграждения двумя общепринятыми способами в виде:
Размер авторского вознаграждения, предусмотренный сторонами в договоре, не должен быть ниже. Более подробно о порядке расчета авторского вознаграждения мы расскажем в последующих статьях.
Платить авторское вознаграждение обязаны юридические и физические лица, использующие объекты авторского права именно в коммерческих целях, что предполагает получение прибыли от такого использования.
Закон возлагает обязанность на лиц, использующих произведения, исполнения, программы вещания, экземпляры фонограмм (видеограмм):
Таким образом, не вызывает сомнений, что институт коллективного управления авторскими и смежными права являетсяважнымдля любой страны, особенно на сегодняшний день, когда нарушение авторских прав уже даже не является в сознании большинства преступлением из-за их многочисленности. Еще раз подчеркнем, какиепреимущества имеет коллективное управление:
Стоит, однако, отметить, несмотря на положительные стороны, в деятельности подобных обществ (особенно украинских организаций коллективного управления авторскими и смежными правами) нередко возникают проблемные ситуации, связанные с несовершенством законодательной базы в этой сфере, а также с отсутствием единого механизма, по которому бы вели свою деятельность каждая из подобных организаций в нашей стране. В частности, есть острая необходимость закрепления в Законе более четких критерий относительно порядка осуществления коллективного управления правами, закрепления ответственности организаций за нарушения подписанных с авторами и пользователями договоров.
Главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие должного опыта украинских организаций коллективного управления. Преградой в осуществлении эффективной деятельности можно также назвать недостаточно организацию технической и материальной базы. Многие придерживаются мнения, что более эффективным было бы существование ограниченного количество подобных организаций, например, одна – по авторским правам, а вторая – по смежным, поскольку сейчас из-за множества организаций коллективного управления возникает много вопросов, кто какими правами управляет, с кем следует заключать договор.
Надеемся, в последующем эти и другие существующие проблемные вопросы будут успешно решены. А всем Авторам мы желаем признания и получения справедливого вознаграждения за их плоды творческой деятельности.
При подготовке статьи использована информация, размещенная на веб-сайтах www.wipo.int; www.sips.gov.ua; ru.wikipedia.org, а также на официальных сайтах организаций коллективного управления авторского права и смежных правах, упоминаемых в статье.
© ООО «Голдмарк», 2009-2021
Все права защищены.