• (044) 222-88-32
  • (097) 785-36-96
Факты об ИС
Успешные рекламные кампании популярных ТМ
Полезное
  • Имущественные права на торговую марку действуют в течение 10 лет. Данный срок может быть продлен каждый раз на 10 лет.
  • Понятия торговая марка, товарный знак, знак для товаров и услуг - идентичны по смыслу; брендом принято называть уже известную ТМ
  • При регистрации ТМ Вам необходимо заполнить только 1 документ: анкету, бланк которой мы отправим по e-mail
  • Для регистрации торговой марки необходимо заполнить анкету и доверенность, а также направить логотип (при наличии)

Как получить авторское вознаграждение за использование Вашего произведения

Автор: Автор: Ступак Надежда, юрист патентно-юридического Агентства «ГОЛДМАРК

Каждый раз, скачивая музыку с бесплатного интернет-портала, публикуя, экранизируя или же любым другим способом используя в коммерческих целях произведение без согласия его творца, происходит нарушение авторских и (или) смежных прав. На сегодняшний день преступления в данной сфере совсем не единичны. Существуют множество пробелов в механизме защиты прав авторов. Основной проблемой остается получение авторского вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав. В данной статье изложены основные особенности понятия коллективного управления авторским правом и смежными правами (как одного из эффективных способов контроля над законностью использования произведения). Также в статье описаны наиболее известные из существующих в мире, а также в Украине, организаций коллективного управления правами; выделены преимущества обращения к подобным организациям.

Что такое авторские и смежные права и как они реализуются 

Для начала рассмотрим, что обозначают понятия авторское право и смежные права.Авторским правом признается исключительное право создателя на его оригинальное произведение. Иными словами, такое лицо может контролировать «судьбу» своего произведения, в том числе использовать произведение самостоятельно,предоставлять кому-либо разрешение использоватьпроизведение; запрещать другим лицам использоватьэто произведение. Перечисленные права относятся к группе имущественных авторских прав.  Личными неимущественными правамиявляются право требовать признания своего авторства; право требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, которые могут негативно повлиять на честь и репутацию автора. Данная группа включает в себя так называемые неотчуждаемые авторские права.

Смежные права относятся к другим категориям правообладателей. Смежными являются права, которые принадлежат исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания (посредникам при изготовлении, записи или распространении произведений), соответственно, в отношении их исполнений, фонограмм и теле- и радиопередач.

Имущественные права субъектов авторских и смежных прав очень важны, так как обеспечивают использование произведений в интересах их создателей, предоставляя последним возможность получить определенную выгоду в виде материального вознаграждения за плоды своего творчества (в то время как неимущественные права, условно говоря, «отвечают» за сохранение репутации автора, его признание в обществе и т.п.).

Такой авторский гонорар называют роялти. Действующий Налоговый кодекс Украины определяет роялти как платеж, полученный как вознаграждение за использование или предоставление права на пользование любым авторским и смежным правом на произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио- или телевизионного вещания, передачи (программы) организаций вещания.

Имущественные права могут быть реализованы вышеуказанными субъектами 3-мя способами, предусмотренными ст. 45 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее по тексту – Закон):

1 – правообладатель непосредственно управляет своими правами, т.е. следит за законностью использования его произведения другими лицами;
2 – правообладатель может наделить соответствующими полномочиями своего представителя, зачастую ими становятся патентные поверенные;
3– данные права правообладатель может передать в управление специально созданным организациям на основании заключенного договора.

Недостатки первых двух вариантов:
- правообладателю или же отдельно назначенному представителю достаточно сложно отслеживать все случаи использования произведений желающими лицами, а также вести переговоры о выплате вознаграждения за такое использование и в последующем собирать его. Особенно технически сложным для реализации представляется, например, вести переговоры со всеми радиостанциями или же телевизионными каналами относительно выдачи лицензий или размера вознаграждения за использование произведений, порядок работы и т.д.;
- с другой стороны, лицам, желающим получить права на использование произведения, неудобно (и даже нецелесообразно) вести переговоры отдельно с каждым автором или пусть даже с его представителем, заключать договора и т.д. Тем же примером может служить телевизионный канал, который будет просто не в состоянии запрашивать разрешение каждого автора (или его представителя) на использование того или иного произведения.

Данные примеры свидетельствуют о том, что индивидуальное управление правами является сложно осуществимым для обеих из сторон – правообладателя и пользователя. В связи с этим создаются организации коллективного управления имущественными правами, которые являются как бы соединяющим звеном между правообладателем и лицом, желающим использовать произведение.

Что такое коллективное управление авторским и смежными правами
Коллективное управление - это осуществление авторского права и смежных прав (исключительно имущественных) организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей.  Такие организации могут быть как частными, так и государственными. Отметим, что в Европе организации коллективного управления зачастую являются негосударственными.

История развития коллективного управления авторским и смежными правами: с чего все начиналось 
Отметим, что на сегодняшний день организации коллективного управления авторскими и смежными правами существуют в большинстве развитых странах мира. Когда же были организованы первые подобные объединения? Единого мнения относительно данного вопроса нет. В различных источниках встречаются как разные даты основания первых организаций коллективного управления, так и расходятся мнения относительно того, какое ж общество было создано первым. Беспрекословным является то, что толчком для создания таких организаций послужило значительное количество судебных разбирательств, в процессе которых авторы отстаивали права на получение заслуженного вознаграждения за использование своих творений. Приводим некоторые наиболее интересные на наш взгляд факты по истории:

В 1777  г. было создано Бюро  по  драматическому  законодательству, осуществилось это по инициативе  французского драматурга и публициста Пьер-Огюстена Карона де Бомарше. Основным направлением деятельности организации было ведение правовых споров с театрами, которые не признавали права авторов. Позже произошла реорганизация  в Общество  драматических  авторов и композиторов – Society of Dramatic Authors and Composers (SACD).  Сегодня объектами внимания SACD являются кино (короткие и художественные фильмы), телевидение (телевизионные фильмы и сериалы), анимационные фильмы, театр, опера, мюзикл, музыкальный театр, хореография, цирк, уличные искусства, пантомимы, кукольные искусства, световые и музыкальные шоу и др. Официальный сайт – www.sacd.fr.                 

Еще одна организация, ставшая новым этапом в развитии вопроса коллективного управления авторскими и смежными правами, была учреждена в 1838 г. Оноре де  Бальзаком и  Виктором Гюго. Называлась такая организация Общество  французских  литераторов, она осуществляла сбор авторских гонораров только за публикации  в прессе.

- Во Франции к 1850 г. были заложены основы создания Центрального агентства по защите прав авторов и композиторов. В 1851 г. было преобразовано в Общество по коллективному управлению авторскими правами – SACEM (Société des Auteurs, Compositeurs et Editeurs de musique). Данная организация существует и сейчас, причем  является одним из самых масштабных в мире обществ по коллективному управлению авторскими правами. Официальный сайт – www.sacem.fr.

Далее такие организации создавались во многих других странах мира. Этот процесс завершился в первые десятилетия XX века. Таким образом, получается, что организации коллективного управления авторскими и смежными правами  прошли этап своего становления и развития примерно за 2 столетия. Столь короткий срок лишний раз подтверждает значимость организаций для общества.

Существующие на сегодняшний день мировые организации коллективного управления авторскими и смежными правами.

International Confederation of Societies of Authors and Composers (CISAC) – неправительственная некоммерческая организация, объединяющая организации по управлению авторскими правами. Основана представителями 18 авторских обществ в Париже в 1926 году. На сегодняшний день объединяет более 200 авторских обществ из различных мира, представляя интересы  более чем 2,5 млн. авторов. Официальный сайт – www.cisac.org.

International Federation of the Phonographic Industry (IFPI) – международная федерация производителей фонограмм и видеограмм. Создана в 1933 году. IFPI представляет во всем мире звукозаписывающую индустрию, в которую входит около 1400 звукозаписывающих компаний в 6
6 странах и отраслевые ассоциации в 45 странах. Официальный сайт – www.ifpi.org.

Association of European Performers' Organisations (AEPO) была основана в Брюсселе 20 мая 1994 года,  в ноябре 2004 года организация была объеденена с ARTIS и преобразовалось в АEPO-ARTIS. На сегодняшний день организация представляет 30 европейских обществ по коллективному управлению из 23 стран. Количество членов организации насчитывают между 400 000 и 500 000. Официальный сайт – www.aepo-artis.org.

International Federation of Actors (FIA) – международная неправительственная организация, созданная в 1952 году, деятельность которой направлена на защиту интересов актеров, танцоров, певцов, эстрадных и цирковых артистов и других, за исключением музыкантов и художников. Официальный сайт – www.fia-actors.com.

International Federation of Musicians (FIM) – Международная федерация музыкантов, основанная в 1948 году. Является международной организацией для музыкантов, союзов, гильдий и профессиональных ассоциаций, в настоящее время насчитывает около 65 членов в 57 странах по всему миру. Официальный сайт – www.fim-musicians.com.

International Federation of Reproduction Rights Organisations (IFRRO) – Международная федерация организаций управления правами на воспроизведение произведений. Основное направление деятельности - увеличение на международной основе правомерного использования текста и изображения, которые защищаются авторским правом,  ликвидации нелегального копирования. Официальный сайт – www.ifrro.org.

Организации коллективного управления авторскими и смежными правами в Украине.

Украинская лига музыкальных прав – уполномоченная неприбыльная организация коллективного управления смежными правами, предметом деятельности которой является сбор и распределение вознаграждения за публичное исполнение фонограмм в публичных местах, таких как  супермаркеты, рестораны, бары, кафе. Согласно информации, размещенной на официальном сайте организации, за время своего существования Лига заключила свыше 1 500 договоров с пользователями в различных сферах, в частности с:

  • заведениями общественного питания (McDonald’s, Пузатая Хата, Козырная карта, MacFoxy, Кофе Хаус, Якитория и т.д.);
  • сетью магазинов (Adidas, ZARA, Marks & Spencer, Антошка и т.д.);
  • магазинами бытовой техники (Фокстрот, COMFY);
  • отелями (Премьер Палац, Hyatt Regency);
  • торговыми центрами (Магеллан, Metro Cash & Carry, Городок, Sky Mall) и другими.

Правообладателями Лиги являются крупнейшие звукозаписывающие компании Universal, EMI, «Лавина Мьюзик», Украинское Музыкальное Издательство, а также популярные украинские исполнители. Официальный сайт – www.musicliga.org.

Объединение предприятий «Украинский музыкальный альянс» («УМА») является негосударственным и неприбыльным объединением субъектов смежных прав, созданным в сентябре 2001 г. С 2003 г. осуществляет коллективное управление имущественными правами исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм), в частности, таких всемирно известных производителей музыкальной и видеопродукции, как Universal Music Group, EMI Music International. В процессе деятельности организации было заключено более 600 договоров с популярными украинскими исполнителями. В общем объектом управления ОП «УМА» является большинство зарубежного и отечественного репертуара, который транслируется в эфире радиостанций, телеканалов, используется в коммерческих целях. Официальный сайт – www.uma.in.ua.

Государственное предприятие «Украинское агентство авторских и смежных прав»(ГП УААСП) – самая мощная организация коллективного управления в сфере авторского права в Украине, которая осуществляет управление имущественными правами субъектов авторского права. Это единственная в Украине организация, имеющая международное признание. Агентство является членом Международной конфедерации авторских и композиторских обществ (CISAC). На сегодняшний день ГП УААСП представляет интересы более 6 тысяч украинских авторов, а также интересы более 2,5 миллионов иностранных авторов. ГП УААСП управляет крупнейшим каталогом музыкальных произведений в Украине, который охватывает около 95% музыкальных произведений мира. Официальный сайт – www.uacrr.kiev.ua

Украинская лига авторских и смежных прав созданная в 2011 году путем объединения таких организаций, как Украинская лига музыкальных прав, Украинский музыкальный альянс и других с целью существенного улучшения ситуации в области публичного использования авторских и смежных прав. Официальный сайт – www.ulasp.org

 

 

Статус и порядок осуществления деятельности организаций колективного управления в Украине.

В соответствии с законодательством Украины, организации коллективного управления имеют статус юридического лица. Согласно п. 3 ст. 47 Закона допускается создание:

  • организаций, управляющих определенными категориями имущественных прав определенных категорий субъектов авторского права и (или) смежных прав;
  • организаций, управляющихразнымиимущественными правами в интересах разных категорий субъектов авторского права и (или) смежных прав.

Организации коллективного управления не имеют права:

  • заниматься коммерческой деятельностью;
  • использовать каким-либо способом объекты авторского права и (или) смежных прав, порученных им для управления.

Закон (а именно положения ст. 49) также возлагает на организации коллективного управления осуществление от имени субъектов авторского права и (или) смежных прав действий относительно:

  • заключения договоров об использовании прав, переданных в управление;
  • согласования при заключении договоров размера вознаграждения;
  • сбора, распределения и выплаты собранного вознаграждения;
  • обращения в суд за защитой прав субъектов авторского права и (или) смежных прав в соответствии с уставными полномочий и поручениями этих субъектов.

Полномочия на коллективное управление имущественными правамипередаются организациям коллективного управления авторами и другими субъектами авторского права и (или) смежных прав на основе договоров, заключенных в письменной форме (в устной форме может заключаться лишь договор об использовании (опубликовании) произведения в периодических изданиях). На основе полученных полномочий организации коллективного управления предоставляют любым лицам путем заключения с ними договоровнеисключительные права на использование объектов авторского права и (или) смежных прав.

В сфере коллективного управления имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав различают следующие виды договоров:

  • Договор о коллективном управлении имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав;
  • Договор между организацией коллективного управления и лицом, использующим объекты авторского права и (или) смежных прав;
  • Договор о выплате вознаграждения за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм, видеограмм, их экземпляров и зафиксированных в них исполнений;
  • Договор о выплате отчислений производителями и импортерами оборудования и материальных носителей, с применением которых в домашних условиях можно осуществить воспроизведение произведений и исполнений, зафиксированных в фонограммах и видеограммах.

Следует обратить внимание на основные положения, которые должны быть прописаны в договоре о передачи права на использование произведения:

  • предмет договора;
  • срок действия договора;
  • способ использования произведения;
  • территория, на которую распространяется передаваемое право;
  • размер и порядок выплаты авторского вознаграждения, а также другие условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Немного о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения
П. 2 ч. 2. ст. 33 Закона предусматривается определение в договоре авторского вознаграждения двумя общепринятыми способами в  виде:

  • процентов от дохода, полученного от использования произведения;
  • фиксированной суммы. Стороны могут также решить данный вопрос иным образом. При этом необходимо учитывать минимальные ставки, которые определены постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении минимальных ставок вознаграждения (роялти) за использование объектов авторского права и смежных прав» от 18.01.2003 года и постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении размера, порядка и условий выплаты вознаграждения (роялти) за коммерческое использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм, видеограмм, их экземпляров и зафиксированных в них исполнений» от 18.01.2003 года.

Размер авторского вознаграждения, предусмотренный сторонами в договоре, не должен быть ниже. Более подробно о порядке расчета авторского вознаграждения мы расскажем в последующих статьях.

Платить авторское вознаграждение обязаны юридические и физические лица, использующие объекты авторского права именно в коммерческих целях, что предполагает получение прибыли от такого использования.

Закон возлагает обязанность на лиц, использующих произведения, исполнения, программы вещания, экземпляры фонограмм (видеограмм):

  • предоставлять организациям коллективного управления точный перечень использованных произведений, исполнений, экземпляров фонограмм (видеограмм), программ вещания вместе с документально подтвержденными данными о полученных доходах от их использования;
  • выплачивать организациям коллективного управления вознаграждение в предусмотренный срок и в оговоренном размере. Обращаем внимание, что субъекты хозяйствования, осуществляющие предусмотренные законодательством Украины выплаты роялти в уполномоченную организацию коллективного управления, могут (согласно новому Налоговому Кодексу Украины), относить их в свои валовые расходы

Таким образом, не вызывает сомнений, что институт коллективного управления авторскими и смежными права являетсяважнымдля любой страны, особенно на сегодняшний день, когда нарушение авторских прав уже даже не является в сознании большинства преступлением из-за их  многочисленности. Еще раз подчеркнем, какиепреимущества имеет коллективное управление:

  1. организации коллективного управления авторскими и смежными правами помогают авторам получить заслуженное вознаграждение за их работу, что не всегда удается добиться непосредственно творцами в силу неосуществимости отслеживания каждого использования его произведения;
  2. в связи с тем, что у авторов отпадает необходимость  следить за использованием своих произведений, у них появляется больше возможностей для дальнейшего творчества, развития, создания новых произведений;
  3. лица, желающие использовать определенные произведения, не должны искать контакты каждого автора такого произведения, им достаточно лишь обратиться в соответствующую организацию и заключить с ней договор.
  4. своевременная и полная выплата авторского вознаграждения благоприятно влияет на имидж страны в целом, так как привлекает множество иностранных компаний к сотрудничеству, которые, в свою очередь, уверены в получении роялти за использование произведений.

Стоит, однако, отметить, несмотря на положительные стороны, в деятельности подобных обществ (особенно украинских организаций коллективного управления авторскими и смежными правами) нередко возникают проблемные ситуации, связанные с несовершенством законодательной базы в этой сфере, а также с отсутствием единого механизма, по которому бы вели свою деятельность каждая из подобных организаций в нашей стране. В частности, есть острая необходимость закрепления в Законе более четких критерий относительно порядка осуществления коллективного управления правами, закрепления ответственности организаций за нарушения подписанных с авторами и пользователями договоров.

Главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие должного опыта украинских организаций коллективного управления. Преградой в осуществлении эффективной деятельности можно также назвать недостаточно организацию технической и материальной базы. Многие придерживаются мнения, что более эффективным было бы существование ограниченного количество подобных организаций, например, одна – по авторским правам, а вторая – по смежным, поскольку сейчас из-за множества организаций коллективного управления возникает много вопросов, кто какими правами управляет, с кем следует заключать договор.

Надеемся, в последующем эти и другие существующие проблемные вопросы будут успешно решены. А всем Авторам мы желаем признания и получения справедливого вознаграждения за их плоды творческой деятельности.

При подготовке статьи использована информация, размещенная на веб-сайтах www.wipo.int; www.sips.gov.ua; ru.wikipedia.org, а также на официальных сайтах организаций коллективного управления авторского права и смежных правах, упоминаемых в статье.