• (044) 222-88-32
  • (097) 785-36-96
Факты об ИС
Успешные рекламные кампании популярных ТМ
Полезное
  • Договор передачи прав на торговую марку подлежит обязательной государственной регистрации
  • Сроки регистрации торговой марки: стандартный (16-18 мес.) и ускоренный (7,5-8 мес.)
  • Госсбор за подачу заявки на регистрацию торговой марки можно оплатить в течение 2-х мес. от даты подачи заявки
  • Регистрация торговой марки в Украине и регистрация торговой марки за рубежом - отдельные процедуры

Защита авторских прав на телевизионный формат

Автор: Автор: Капустина Надежда, юрист патентно-юридического Агентства «ГОЛДМАРК»

Кто из нас не смотрел шоу «Кто хочет стать миллионером?», «Фабрику звезд», «Х-фактор» и т.п.? Сегодня этот список можно продолжать довольно долго. Все перечисленные и многие другие популярные шоу на телевидении не являются оригинальными, то есть не придуманы с нуля отечественными продюсерами. Сначала они прошли зрительскую оценку за границей, где и были созданы. В наше время намного выгоднее использовать уже проверенную идею, которая прошла испытание на интерес у аудитории. Поэтому сегодня в сфере телевидения развивается новая форма – телевизионный формат.

Телевизионный формат как раз и является основой, сердцем шоу. Он подразумевает под собой не только идею, но и ее исполнение, технические нюансы, визуализацию, музыку, ведущих, костюмы, световое и прочее оформление и т.д. Телевизионный формат объединяет в себе множество элементов, которые составляют определенную систему. Поэтому защита одного элемента в отдельности, каким бы важным он ни был, не позволит защитить формат как целостное системное явление.

На сегодняшний день нет устоявшегося определения телевизионного формата, что безусловно осложняет возможность определения его природы вообще, а в частности правовой природы. Такая неопределенность стала причиной того, что телевизионный формат практически незащищен в правовом поле.

Ни Бернская конвенция про охрану литературных и художественных произведений 1886 года, ни Женевская конвенция об авторском праве 1952 года не закрепляют понятия телеформата или понятия на него похожего. Решение вопроса его правовой защиты дано на откуп национального законодательства. И как ведется в таких случаях, мнения расходятся: в одних странах телеформат считается идеей, а как известно идеи не подлежат правовой защите, в других странах телеформат считается произведением и защищается как объект авторского права. В украинском законодательстве эта проблема также остается нерешенной. Согласно ч. 3 ст. 8 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» «…правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения и не распространяется на какие-либо идеи, теории, принципы, методы, процедуры, процессы, системы, способы, концепции, открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении». Такой подход, с одной стороны, осложняет возможность защиты телеформата как целостного явления нормами авторского права. С другой стороны, возможность правовой защиты идеи как таковой привела бы к ее монополизации, что также породило бы множество трудностей. Очевидным является тот факт, что, прежде всего, необходимо уяснить суть такого явления как телевизионный формат и исходя из его свойств и особенностей дать ему определение, которое и позволит в дальнейшем разработать систему методов его правовой защиты.

Сегодня же, несмотря на отсутствие четкой правовой защиты, телевизионные форматы не только продолжают существовать, но и активно развиваются. К примеру, одним из самых успешных и популярных форматов является игровое шоу «Кто хочет стать миллионером?» (Who Wants to Be a Millionaire?). Его владельцем является Сони Пикчерз Телевижн Интернешнл (Sony Pictures Television International). Впервые оно вышло в эфир в 1998 году и с тех пор адаптированные версии программы появились в 108 странах, в том числе и в Украине. Популярность этого формата настолько велика, что именно его использовали создатели оскароносного фильма «Миллионер из трущоб». Оригинальный формат датской компании Эндемол (Endemol) Deal or No Deal распространился в 71 страну. В Украине эта игра выходила под названием «Граєш чи не граєш?».

Шоу «Міняю жінку» (в оригинале Wife Swap) вышло в 23 странах. Это лишь пример того, как успешный формат покоряет множество стран и приносит огромные доходы своему творцу. Таким образом, субъектам, вовлеченным в деятельность, связанную с телеформатами, приходится находить те или иные пути для защиты своих прав.

Телевизионные форматы можно разделить на две большие группы: неопубликованные (так называемый «бумажный формат», тот, который еще не вышел на экран) и опубликованные («программный формат», т.е. тот, который уже вышел в эфир).

Казалось бы, права на неопубликованный формат защитить легко: его еще никто не видел, никто о нем не знает. Но есть одно «но». Автор формата часто не является тем, кто полностью создает финальный формат, который увидит зритель. У автора есть идея, наброски сюжета, сцен, диалогов, персонажей, название. Для того, чтобы воплотить свой замысел в жизнь и при этом заработать, автор обращается в продюсерскую компанию, у которой есть технические и финансовые возможности. На этом этапе и возникают сложности для обеих сторон. Для того, чтобы продать свой формат, автор должен раскрыть достаточный набор информации продюсеру. Недобросовестный продюсер может выслушать автора и отказать ему в покупке формата, а позже использовать услышанные наработки для производства своей передачи. Но продюсер в свою очередь также рискует. Ведь он должен оценить перспективу авторской идеи, иначе незачем платить автору. У продюсера также нет гарантии, что формат окажется успешным. Автор может попробовать защитить свои права на формат, нарушенные недобросовестным продюсером.

Французские суды в таком случае используют для защиты прав на телевизионный формат не нормы авторского права, а иные нормы. Так, к примеру, в деле «Saranga Production против Canal Plus» Парижский Высший суд защитил телевизионный формат на основе права о подмене имени. Истец, Саранга Продакшн, создал формат для политической документально-художественной передачи под названием Crise en direct. Телекомпания Канал Плюс, один из ответчиков, как раз подыскивала предложения от производителей телепрограмм для новой программы на политическую тему. При встрече истец изложил ответчику свои идеи. В итоге ответчик автономно от истца выпустил свою программу под названием C’est déjà demain.

Ответчик не смог доказать, что разработал программу еще до встречи с истцом. Суд признал, что вещание программы ответчика причинило ущерб истцу, поскольку последний был лишен возможности продать свой формат другой компании. Ответчика суд обязал выплатить истцу компенсацию в размере 150 тыс. евро. Таким образом, французский суд, не используя нормы авторского права, все-таки защитил права на телевизионный формат.

Опубликованный телеформат подвергается другому виду нарушений – плагиату. В сегодняшнем мире глобализированных средств массовой информации и всемирной паутины, когда формат и его адаптированный локальные версии выходят на экран, легко не только скопировать формат полностью, но и выпустить похожую, но низшего качества и, соответственно, более дешевую версию формата и продавать ее. Контролировать этот процесс практически невозможно.

Одним из первых дел, касающихся защиты опубликованного телеформата, является дело «Green против Broadcasting Corporation of New Zealand», рассмотренное в Великобритании еще в 1989 году. В этом деле истец, автор игрового шоу Opportunity Knocks, которое транслировалось в Великобритании в 60-70-х гг. прошлого столетия, Хьюи Грин подал иск о нарушении авторских прав на телекомпанию в Новой Зеландии, которая транслировала аналогичную телепередачу под таким же названием. Истец обосновывал свою позицию тем, что в новозеландской программе использовалось то же название, те же ключевые броские фразы, а также использовался так называемый «хлопкометр» (clapometer), с помощью которого измерялась реакция аудитории – громкость апплодисментов. Суд не счел эти аргументы достаточными. Он признал, что некоторые элементы британской оригинальной версии программы действительно были скопированы, но аргументировал свое решение тем, что авторское право не защищает идею как таковую. Суд вынес решение о том, что формат игровой передачи не может быть защищен нормами авторского права.

Как уже говорилось ранее, суды в разных странах решают схожие дела по-разному. Так, в 2004 году в деле «Castaway Television Productions Ltd. and Planet Productions Limited против Endemol»продюсеры программы Survivorподали в суд на создателей шоу Big Brother (к слову, «Большой Брат» скоро появится и в Украине), поскольку считали, что последние скопировали формат Survivor. Верховный Суд Дании признал, что формат передачи Survivor (в России выходил под названием «Последний герой») подлежит защите согласно нормам авторского права, хотя и отказал в удовлетворении иска, поскольку не усмотрел в двух шоу существенного сходства.

Компании Endemol неоднократно приходилось защищать свой формат Big Brother от его копий. Суть шоу заключается в том, что группа людей помещается в дом, полный видеокамер. При помощи микрофонов незримый ведущий – Большой Брат – дает им задания. Еженедельно происходит голосование, по результатам которого один участник выбывает из шоу. Последний участник получает приз. Отечественным зрителям это описание может показаться очень знакомым. Конечно же что-то подобное мы с Вами уже видели. Это было одно из самых первых шоу подобного рода – шоу «За стеклом». В 2001 году представитель компании Endemol Сюзанна Кордез сообщала: «Русская версия аналогична Big Brother. Очень сложно защитить свой формат от копий по всему миру…Мы уже начали судебный процесс против имитации нашего шоу в Мексике и думаем о том, чтобы сделать то же и касательно российской версии». Однако канал «ТВ-6 Москва», на котором выходила программа «За стеклом» был закрыт, что стало препятствием к защите прав Endemol в России.

В Бразилии Endemol была более успешной. В деле «Endemol против TV SBT»бразильский суд признал, что Big Brother подлежит защите согласно нормам авторского права, и принял решение в пользу Endemol, указав схожесть между программой Big Brother и бразильским шоу-копией Casa Dos Artistas.

В Украине также есть пример успешной защиты телевизионного формата через нормы авторского права. Это дело касалось широко известной в Украине телепередачи «Караоке на Майдане», создателем которой является Игорь Васильевич Кондратюк в соавторстве с Андреем Козловым. Суть дела заключалась в том, что права на использование сценария «Караоке на Майдане» были переданы региональной телерадиокомпании, которая выпустила свою передачу «Караоке у фонтана». Согласно лицензионному соглашению региональная ТРК могла выпустить лишь 15 выпусков, но по его истечении продолжила выпуски. Когда И. Кондратюк случайно об этом узнал, он решил защитить свои авторские права и подал иск в суд. Адвокат Н. Субота, поясняя выбор формы защиты, позже написала: «Чтобы не шокировать суд иском о защите авторских прав на телеформат, было принято решение защищать менее экзотический объект – сценарий телевизионной циклической программы, которая охраняется согласно Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах» как литературное произведение». Суд принял решение в пользу истцов и взыскал с ответчиков в общей сумме 17 тысяч гривен. Основным является то, что в Украине появился прецедент защиты телевизионного формата, хотя на это и ушло три года.

Таким образом, мировая судебная практика ищет подходы к каждому делу, связанному с правами на телевизионный формат. Создатели форматов, в свою очередь, не сидят сложа руки и нарабатывают внесудебные способы защиты: заключают договора о неразглашении, лицензионные договора, используют нормы, регулирующие передачу ноу-хау (техническая сторона производства формата), а также регистрируют как торговые марки названия, логотипы, слоганы. Так, к примеру, в Украине телекомпания СТБ зарегистрировала торговые марки «Танцюють всі!», «Україна має талант», логотип Х-фактор.

Рынок телеформатов является очень прибыльным, поэтому его участники пытаются всеми возможными способами урегулировать свои отношения. Возможно, мировой общественности, органам власти, международным организациям уже пора задуматься над сущностью телеформата и его правовом регулировании.

А Вам мы желаем творческого вдохновения, оригинальных идей и возможностей их воплощения. Возможно, именно Вы создадите украинский формат, который разойдется по всему миру! Мы будем рады защитить плоды Вашего творчества!

При подготовке статьи были использованы изображения, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, а также материалы сайтов www.swanturton.com, edition.cnn.com, www.casselsbrock.com, nsubota.com.ua, tvformats.bournemouth.ac.uk.